Переправа через Волгу
Лев Кассиль так описывал волжскую жизнь: «Нас доставали гудки волжских пароходов. Они тянулись из далекой глубины ночи, будто нити: одни тонюсенькие и дрожащие, как волосок в электролампочке, другие толстые, словно басовая струна в рояле».
В 1838 г. мимо берегов Саратова прошел первый неуклюжий пароход. Его называли «Чертовой расшивой». Уже в 1853 г. Саратов имел 53 буксирных парохода и около 200 пассажирских.
Из Саратова в дореволюционный Покровск почти во все времена года добраться было очень сложно. С весны до осени через Волгу перевозили пассажиров местные пароходы и лодки. Так, 4 раза в день до 1870 г. между Покровской слободой и Саратовом курсировал пароход «Смелый».
А зимой существовал ледяной путь на санях и пешком. Но было несколько недель в году, когда напрямую через Волгу невозможно было переправиться из города в город.
Это осенне-зимний ледостав, весенний ледоход. В подобных случаях существовал другой путь в Покровск - объездной, железнодорожный. На поезде пассажир ехал из саратовского вокзала вдоль Волги через станции Князевка, Лесопильный до села Увек... Железнодорожного моста тогда не было.
Существовала паромная переправа вагонов с одного берега на другой. Железнодорожное полотно точно доходило до края берега, где состав поджидал паровой паром. Переправа вторая построена на Сормовском заводе. Этот паром почти полностью повторял первый, курсирующий ранее, но изготовленный в Англии. На палубе парома размещалось 28 вагонов. Весь процесс переправы занимал около 2 часов.
В Великую Отечественную войну паромы перевозили на левый берег эвакуированное население, боевые грузы. Паром использовался на строительстве автодорожного моста Саратов-Энгельс, после чего был затоплен рядом с мостом у левого берега Волги.
До 1965 г. переправа имела большое значение в жизни города. «Переправой» называли два весьма похожих друг на друга пароходика -«Энгельс» и «Саратов», построенные еще до революции. Назывались они тогда «Афина» и «Клеопатра». На каждом по 4 пассажирских отделения. Никогда не говорили: «Пароход пришел - ушел, а переправа пришла -ушла». Отправление каждый час с утра до вечера. Не было случая, чтобы переправа ушла не по расписанию.
Весной переправа приставала прямо в центре города у хлебозавода. Когда воды сбывала - о переправу переводили в тянь - зинь. Это было очень неудобно. Надо было идти по жаре пешком 3-4 км. Путешествие было утомительным, и связь с Саратовом в ту пору резко ослабевала.
Такое неудобство просуществовало до 1946-47 г., затем построили мостики из толстых бревен через Пономаревскую протоку на остров Пономарев. По ним и переходили к переправе. Вдоль мостовой дороги даже поставили столбы с освещением. Поздней осенью мост разбирали.
В 1950-60 годы началось заполнение Волгоградского водохранилища, и Пономаревский остров исчез навеки под водой .
В 1960-х годах появились «Омы». Но между двумя городами ходил еще пароход, перевозивший транспорт - машины, телеги с лошадьми. У него было сразу два носа, назывался он «Персидский», у него была своя пристань, рядом с пассажирской.
Пристани были деревянные, двухэтажные с верандами. Около пристаней стоял до войны большой и красивый павильон речного вокзала -голубое ажурное здание.
Но в военные годы оно не использовалось, осталось беспризорным, и после войны было разрушено. Рядом с пристанями, ниже по течению, белел небольшой, чуть повыше человеческого роста, обелиск. Поставлен он был в память о наводнении 1926 г.
на главную вернуться в меню
|